Тварь дражайшая // kozenasty
Контратенор (Контртенор)
Контратенор— самый высокий из мужских оперных голосов, по высоте соответствующий женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано. Встречается редко.
Большинство музыки, исполняемой контратенорами, написано в эпоху барокко — это духовная музыка и оперные партии, предназначавшиеся для певцов-кастратов (сопранистов и альтов). Это Гендель, Каччини, ранний Моцарт, Скарлатти, Бах. Но после того, как мальчиков ради певческой карьеры перестали массово кастрировать, этот репертуар перешел к контратенорам.
Вики
Контртенор, контратенор или контр-тенор (countertenor, contratenore, contre-ténor)
1. Академический вокалист, специализирующийся на исполнении альтовых и (или) сопрановых партий.
2. Голос такого вокалиста (мужской альт или мужское сопрано).
читать дальше
countertenors.ru (дальше оттуда же - в комментариях)
Klaus Nomi - Cold Song
Контратенор— самый высокий из мужских оперных голосов, по высоте соответствующий женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано. Встречается редко.
Большинство музыки, исполняемой контратенорами, написано в эпоху барокко — это духовная музыка и оперные партии, предназначавшиеся для певцов-кастратов (сопранистов и альтов). Это Гендель, Каччини, ранний Моцарт, Скарлатти, Бах. Но после того, как мальчиков ради певческой карьеры перестали массово кастрировать, этот репертуар перешел к контратенорам.
Вики
Контртенор, контратенор или контр-тенор (countertenor, contratenore, contre-ténor)
1. Академический вокалист, специализирующийся на исполнении альтовых и (или) сопрановых партий.
2. Голос такого вокалиста (мужской альт или мужское сопрано).
читать дальше
countertenors.ru (дальше оттуда же - в комментариях)
Klaus Nomi - Cold Song
Существует точка зрения, согласно которой настоящим контртенором следует считать лишь природный мужской альтовый голос, а голоса фальцетистов следует, в соответствии со старой английской традицией, именовать мужскими альтами (male alto) и мужскими сопрано (male soprano). Однако, известно, что более пятидесяти лет назад знаменитый английский фальцетист Альфред Деллер, стоявший у истоков возрождения контртенорового пения в XX веке, по совету композитора Майкла Типетта отошёл от этой традиции, представив свой голос публике не как мужской альт, а как контртенор. Это начинание поддержали многие коллеги и последователи Деллера, вследствие чего уже к концу XX века приведённые выше значения терминов сменились на полностью противоположные: контртенорами стали называть фальцетистов, а певцы, стремящиеся обособиться от них и подчеркнуть естесственность своих высоких голосов, стали называть себя мужскими альтами и мужскими сопрано. Певцов, чьи голоса не претерпели возрастной ломки, также достаточно часто стараются выделить из общей массы контртеноров: по аналогии с итальянскими певцами XVII — XVIII вв. (сопранистами и контральтистами), которых кастрировали хирургическим путём, современных обладателей подобных голосов называют природными или эндокринными кастратами (или природными альтами и сопрано).
В целях унификации терминологии и ликвидации существующей на сегодняшний день путаницы более разумным было бы использовать понятие «контртенор» в качестве универсального термина, обозначающего голос любого академического вокалиста, специализирующегося на исполнении альтовых, меццо-сопрановых или сопрановых партий, вне зависимости от того, каковы природа, тембр и диапазон его голоса.
***
Популярно о контртенорах
«Мужчина, поющий женским голосом»
На первый взгляд, это самый простой способ объяснить, что такое контртенор, человеку, который никогда не слышал такого голоса. Однако, следует учесть, что, во-первых, по сути это утверждение неверно: голос мужчины, каким бы высоким он ни был, всегда будет являться по факту мужским голосом и всегда будет звучать отлично от женского из-за различий в строении женского и мужского голосового аппарата; во-вторых, такая формулировка неправильно ориентирует слушателей — традиционно считая высокий певческий голос прерогативой женщин, они часто делают выводы о женоподобии или некой физической неполноценности вокалистов-контртеноров. Исходя из этих соображений, от употребления формулировки «мужчина, поющий женским голосом» стоит отказаться.
Контртенор = кастрат?
Многие, услышав пение контртенора впервые, принимают певца за кастрата, полагая что лишь кастрат может петь так высоко. Это заблуждение. Фальцетный регистр голоса, за счёт использования которого взрослый и физиологически полноценный мужчина может издавать высокие звуки, есть у всех мужчин без исключения, и способность петь в этом регистре в подавляющем большинстве случаев является результатом развития врождённых вокальных способностей певцов.
«Редчайший голос» или «каждый мужчина может так петь»
Многие поклонники контртеноров убеждены в том, что такие голоса уникальны и встречаются крайне редко, на что скептики нередко возражают примерно так: «да это просто фальцет — он есть у каждого мужчины, каждый мужчина может так петь, и ничего особенного и уникального в этом нет». Бесспорно, фальцетный регистр голоса есть у каждого мужчины. Однако, стоит учитывать следующее:
Далеко не у каждого мужчины в принципе есть способности к пению;
Далеко не у каждого вокалиста фальцетный регистр обладает качествами, позволяющими адаптировать его для исполнения определённого репертуара в определённой манере (напомним, что в современном значении контртенор — это профессиональный академический вокалист);
Далеко не у каждого вокалиста есть желание петь преимущественно в фальцетном регистре, развивать его, учиться петь фальцетом профессионально.
Альфред Деллер в одном из своих интервью озвучил следующее наблюдение: у певцов, которые хотели бы научиться петь контртенором, часто нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, потому как считают такую манеру пения женоподобной. Кроме того, на сегодняшний день контртеноры профессионально востребованы в гораздо меньшей степени, чем обладатели более «традиционных» мужских голосов. В частности, в отечественной музыкальной культуре не было явлений, подобных итальянской традиции кастратного пения или традициям фальцетного пения в Англии и Германии, вследствие чего в произведениях русских композиторов нет партий для мужских альтов и сопрано, а также отсутствуют методики обучения таких певцов, равно как и интерес к таким голосам и к музыке, которая была для них написана, в профессиональной музыкальной среде. В этом и состоят основные причины пресловутой редкости и уникальности современных контртеноров.
«Контртенор» и «разработанный фальцет»
Трудно сказать, по какому именно критерию некоторые слушатели подразделяют мужчин с высокими певческими голосами на обладателей «настоящего контртенора» и тех, кто «поёт разработанным фальцетом». Это вообще довольно забавная «классификация», потому как редкий контртенор не использует при пении фальцетный регистр, а словосочетание «разработанный фальцет» звучит так же нелепо, как, скажем, «разработанный бас», поскольку голос любого человека, получающего вокальное образование, «разрабатывается» и развивается в процессе его так называемой постановки, вне зависимости от того, какой регистр своего голоса вокалист задействует при пении. Можно предположить, что под «настоящими контртенорами» часто подразумеваются обладатели высоких мужских голосов, сходных с женскими голосами по таким параметрам как широта диапазона, наполненность и естественность звучания, а также красота тембра, в то время как термин «фальцет» у многих ассоциируется с плоским, резким, тембрально бедным, неестественным и некрасивым звучанием (что, конечно же, не соответствует действительности).
У контртеноров нет своего репертуара»
Бытует мнение, что у контртеноров нет своего репертуара, и все произведения, которые они исполняют, написаны либо для женских голосов, либо для голосов кастратов. Это заблуждение. В разделе «Репертуар» можно ознакомиться с перечнем произведений, содержащих вокальные партии, написанные именно для контртеноров, и это лишь малая часть произведений, написанных для такого голоса за всё время существования традиции контртенорового пения (список постепенно дополняется).
«Почти все партии для контртеноров — женские»
Это заблуждение. Как можно убедиться в разделе «Репертуар», подавляющее большинство исполняемых контртенорами партий (включая произведения, написанные для контртеноров, кастратный репертуар, а также некоторые партии, написанные для женских голосов) — мужские партии.
Субастик.
А у Клауса Номи репертуар хороший, холодную песню нужно петь холодным голосом, хотя басы тоже неплохо справляются))).
А от этой холодной песни на самом деле мурашки... драматично...